Поговорим о самоваре!
17 августа 2023
Он во главе стола - большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове - пыхтит с заваркой чайник,
Внутри - воды кипящая река.
Случайно не задень его руками:
В его стальной утробе - жгучий жар!
Гостей приветит чаем с пирогами
Семьи поилец - русский самовар.
О.Карелин
В большом календаре знаменательных дат России есть замечательный праздник - День самовара, который отмечается 17 августа. Давайте познакомимся с историей этого знаменитого предмета, который является неотъемлемой частью истории и культуры нашей страны.
В какой же стране придумали самовар? Документы свидетельствуют, что впервые изделия, объединившие емкости для воды и углей с отводящей трубой, появились в Китае. Названные «хого», они распространились на территорию Японии и современного Ирана. В Россию первая «чайная машина» (так называли самовар в Европе) попала из Голландии благодаря Петру I, любившему привозить из-за границы новинки. Через какое-то время на Руси появился свой, адаптированный аналог. Правда, название «самовар» за ним закрепилось позже.
В Российской империи первые самовары появились в конце 1730-х годов на Урале. Есть версия, согласно которой, создателем самовара является тульский кузнец Демидов. Отправившись в далеком 1701 году в поездку на Урал, промышленник Никита Демидович Антуфьев (впоследствии сменивший высочайшим указом фамилию на Демидова) вместе с искусных медных дел мастерами положили начало династии самоваров. А в Туле, ставшей «самоварной столицей» России, самовары начали изготавливать с 1778 года.
Устройство самовара жарового, то есть работающего на древесном топливе, сложилось в самом начале его производства и сохранилось до наших дней. Менялось только художественное оформление деталей. Изначально самовар был предназначен для кипячения воды к чаю. Поэтому все его части приспособлены для выполнения этой задачи: корпус (туда наливают воду); внутренняя труба-жаровня для древесного топлива; решетка в нижней части трубы, на которой лежат древесные угли, и через которую просыпается зола; крышка, которая закрывает корпус и не дает воде выкипать; ручки, за которые самовар переносят в нужное место; шейка с отверстиями поддувала, через которые воздух поступает к горящему топливу; поддон с ножками, позволяющие всей конструкции стоять на столе или табурете; конфорка, на которую устанавливают заварочный чайник после того, как вода в самоваре закипит; крышка-заглушка, с помощью которой останавливают процесс горения. К жаровому самовару прилагалась вытяжная труба, по диаметру совпадающая с диаметром трубы-жаровни. Длина вытяжной трубы роли не играла, главное, чтобы она доставала до отдушины в печи, через которую дым выводили наружу.
Впоследствии появились разновидности самовара, предназначенные для варки пищи (поэтому могли быть без крана и конфорки), для варки кофе (добавлялась рамка для мешочка с кофейными зернами), для приготовления чая в дорожных условиях (со съемными ножками), для трактиров (больших размеров), для уличной торговли (с перекидной как у ведра ручкой).
Самовар - кухня, где одновременно можно было готовить и первое, и второе, и чай, благодаря перегородкам.
Самовар был частью городской культуры, в селах и деревнях он появился во второй половине XIX века, как и чай, напиток достаточно дорогой даже в начале того же столетия; прежде всего самовар был частью дворянского быта. Изменения в оформлении самоварного корпуса и деталей соответствовали модным направлениям именно в этой среде. Материалом для самоварного производства служила медь (в более ранний период), латунь, латунь никелированная (с 1880-х годов), накладное серебро и сплавы серебра и меди (Варшава, Петербург), сплав «белый металл» (медь и цветные металлы). Чаще всего использовали латунь и латунь никелированную. По своим физическим свойствам и из-за относительно низкой теплопроводности этот металл был наиболее удобен для производства самоваров. Как правило, самовар изготавливали из однородного материала, и только в редких случаях, в целях декоративности могли использовать другой металл, например, накладное серебро по медной основе. Определить время создания самовара можно, опираясь на клейма и зная время работы той или иной фабрики. Клейма представляют собой оттиски круглой или овальной формы с надписью по периметру с внутренней стороны. Подав прошение о разрешении открыть самоварное заведение, фабрикант сам устанавливал для себя клеймо и мог изменять его. Строгих правил для клейм не было. Поэтому одна и та же фабрика выпускала самовары с клеймом, например, «Братья Василий, Александр и Павел Баташевы» или «Василий Баташев с братьями в Туле», то есть надпись клейма варьировалась. Мелкие производители могли использовать чужую фамилию и выступать как «преемники». Многие фабриканты размещали оттиски медалей, полученных на выставках, на которых также указывалась дата проведения такой выставки. Право на медали переходило к наследникам, если таковые были, поэтому фабрика, работавшая позже, могла использовать награды, полученные другим фабрикантом, основателем заведения, в более ранний период. Подделка медалей преследовалась по закону, поэтому безопасней было использовать имитацию медали с малоразличимыми надписями, или проставить оттиски одной и той же награды несколько раз, надеясь, что кто-то неискушенный примет это за многообразие наград.
Центрами самоварной промышленности в России была, прежде всего, Тула и ее окрестности (в уездах кустари выполняли по заказам фабрикантов очень простые по форме детали, не требующие высокого мастерства, сборка самовара шла чаще всего на самой фабрике, сделавшей заказ на определенного размера и формы детали), Москва, Петербург, Варшава, Урал и некоторые города центральных российских губерний. Количество фабрик в Туле в различные периоды менялось, в середине XIX, например, число их достигало 50. Размеры самоваров даже одного фасона у разных фабрикантов различались. Кустари, обслуживающие эти фабрики, изготавливали детали по заданным размерам, которые подходили только к определенному фасону определенной фабрики. Сборка на фабрике происходила вручную. Сборщик работал индивидуально с каждой самоварной стенкой, подгоняя и прилаживая к ней все детали. Так, что даже самовары одного фасона и типа в размерах имели небольшие различия, ведь сборщик опирался только на свой глазомер и опыт.
Популярность самовара была связана с популярностью чая в России, ставшего общеупотребимым напитком в середине XIX века, и его приспособленностью к приготовлению кипятка. Поставить самовар и приготовить необходимое количество кипятка можно было гораздо быстрее, чем растопить печь и накипятить такое же количество в чайнике. Теплопотери при кипячении воды в самоваре ничтожны, почти вся энергия, получаемая при сгорании дровяного топлива, используется на нагрев воды, так как нагревательный элемент находится внутри толщи воды. Соответственно, чем толще слой воды, окружающей трубу-жаровню, тем дольше закипает вода, поэтому при одинаковой высоте в самоварах более узких, например, самоварах-рюмках процесс закипания происходил быстрее, чем в самоварах-шарах или самоварах в форме чаши.
При кипячении в самоваре вода смягчается, осадки в виде накипи оседают на внутреннюю поверхность корпуса и на дно. При разливании воды слой с осадками остается на дне, не перемешиваясь с общей массой. Используя самовар, можно сразу уловить тот быстротечный момент начальной стадии закипания воды, когда следует заваривать чай, что немаловажно для качественной заварки. Тем самым, даже при невкусной, жесткой воде, которая единственно была доступна для многих жителей городов (в колодцах или колонки водопровода), можно было приготовить чай хорошего качества, если воду кипятили в самоваре.
В начале ХХ в. стали появляться самовары, работающие на другом виде топлива. К примеру, спиртовой самовар фирмы «Норблин и К°». Внутри такого самовара находилась уже не труба-жаровня, а две полые трубки, расположенные крест-накрест и соединенные между собой в центре. Одна из трубок выводилась наружу и соединялась переходником с наружным резервуаром для спирта. Резервуар был конической формы, и в нем имелось небольшое отверстие для розжига. Такой самовар можно было ставить и в комнатах, так как при сгорании спирта не было ни копоти, ни дыма, ни запаха. Выпускали спиртовые самовары в небольшом количестве, особого спроса на них не наблюдалось, возможно, из-за более высокой стоимости топлива.
В начале XX в. тульская фабрика «Берта Тейле и сыновья» выпускала по патенту керосиновые самовары. Нижняя часть керосиновых самоваров была очень похожа на основание и горелку керосиновой лампы, только вместо стеклянного колпака-абажура надевался самоварный корпус и закреплялся специальными фиксаторами. Съемный корпус позволял легко и быстро наполнять резервуар керосином. Боковой винт позволял регулировать пламя горелки, а фитиль можно было поджечь через раздвижное окошечко в шейке самовара.
Уже после революции, в годы НЭПа, частный владелец небольшой тульской фабрички Василий Полосатов расширил возможности использования керосиновой горелки системы Тейле. Он добавил к самовару еще и стеклянный колпак, который можно было надевать на горелку вместо самоварного корпуса, предварительно установив на фитиль специальный тубус-удлинитель. Таким образом, «легким движением руки» керосиновый самовар превращался в керосиновую лампу.
Так как чай всегда был дорогим бакалейным продуктом, который могли себе позволить семьи с достатком, часто в лавках продавали «спитой чай». Качество продаваемых товаров во всех провинциальных лавочках было примерно одинаковым. В лавке купца Чехова - отца нашего знаменитого писателя А.П.Чехова - продукты имели бесконечный срок годности, а некоторые даже использовались дважды. В чеховской лавке продавался чай необыкновенной крепости.
— Очень хороший и недорогой чай. Советуй приобретать для прислуги, — поучал Антона отец. Производством «чая для прислуги» занималось семейство еврея Хайма. В буфетах и трактирах собирали спитой чай, который выбрасывали из чайников. Чаинки высушивали и подкрашивали особым образом.
Получившийся продукт Павел Егорович, как и другие бакалейщики, покупал за бесценок. Хайм высыпал содержимое мешка на огромный круглый стол, а Павел Егорович звал детей отделять чаинки от сора. Но зато человек любого сословия мог приобщиться к чудесному ритуалу чаепития, пусть даже так! В наше время самовар довольно большая редкость в доме, его повсеместно вытеснили электрочайники. Но во многих семьях сохранилась традиция чаепития, с завариванием хорошего, сортового чая, пирогами, душевными разговорами! Очень важно с самого детства прививать культуру отношений, а где этому можно научиться, как не в семье?
В детском саду «Полянка» сегодня прошли «Самоварные часы», на которых ребята познакомились с интересной историей самовара в России, посмотрели презентацию. А на небольшой выставке декоративного искусства «Лукошко», где своими руками из газетных трубочек ребята из клуба под руководством Лугачёвой А.С. создают настоящие шедевры, были представлены и самовар, и домик с колодцем, и красивая мельница!
Дмитриева Е.В.